Английские грамматические кубики
(новая версия пособия Кубики Зайцева. Английский язык )
Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса
Автор: Зайцев Н. А.
Кубики Зайцева. Английский язык предназначены для работы с дошкольниками и младшими школьниками, изучающими английский язык; в сочетании с таблицами прекрасно работают в группах для взрослых.
Английскому обучают сейчас дошкольников, первоклассников. Им не станешь объяснять, что в английском утвердительном предложении на первом месте должно стоять подлежащее, за ним сказуемое, потом дополнения (косвенное, прямое, предложное), за ними обстоятельства девяти видов (образа действия, места, времени и т.п.). Обстоятельства места и времени иногда могут стоять перед подлежащим. Отрицание not ставится после вспомогательного глагола, отрицание n't пишется слитно с ним. В вопросительном предложении сначала идет вопросительное слово (если оно есть), потом вспомогательный глагол, подлежащее, отрицание (если оно есть), основной глагол, дополнения, обстоятельства.
От таких объяснений даже у взрослых настроение меняется.
Малышам надо не рассказывать, а показывать. Наглядность нужна. Тут и понадобятся наши кубики, станут чуть старше — таблицы из Английские грамматические алгоритмы .
Пособие содержит 40 блоков (одинарных и двойных кубиков) с расположенными на их гранях условными обозначениями и словами, из которых составляются тысячи английских предложений. Кубики незаменимы в работе с дошкольниками и младшими школьниками, а в сочетании с грамматическими таблицами (Английские грамматические алгоритмы ) прекрасно работают в группах для взрослых.
Красные грани кубиков — для слов и словосочетаний, отвечающих на вопросы кто/что (подлежащее, группа подлежащего). Синие — для глаголов. Зелёные — для всего остального. Чёрные — для not, n’t, no. Белый фон — для знаков препинания. Цвет и объём кубиков обеспечивают их быстрый поиск.
Весьма не просто объяснять учащимся (особенно младшим школьникам), что в английском утвердительном предложении на первом месте должно стоять подлежащее, за ним глагол, потом дополнения (косвенное, прямое, предложное), обстоятельства девяти видов. Что обстоятельства места и времени иногда могут стоять перед подлежащим. Что в вопросительном предложении сначала идёт вопросительное слово (если оно есть), потом вспомогательный глагол, подлежащее, отрицание (если есть), основной глагол, дополнения, обстоятельства. Что not ставится через пробел после вспомогательного глагола, а n’t пишется слитно с ним. И т. д. и т. п.
Методические рассказы, сопровождаемые показом (рисунками, схемами, моделями и проч.) облегчают восприятие. Наши грамматические кубики для таких демонстраций как раз и предназначены.
В таблице представлены раскладки всех восемнадцати разновидностей кубиков с указанием количеств каждого в комплекте.
1. Кубик с красной, двумя зелёными гранями и тремя чёрными (not, n’t, no). Yes понадобится в записях утвердительных ответов на вопросы.
2. Красные who, what, I, he, she, it, we, you, they — для подлежащих (кто/что).
3. Зелёные who, whom, what, me, him, her, it, us, you, them — для дополнений.
4–5. Артикли a, an, the и a, an, the входят в состав как красных , так и зелёных словосочетаний; ’s, s’, s и ’s, s’, s для обозначения притяжательного падежа и множественного числа существительных.
6. Красные this, that, these, those — для кто/что. Зелёная и красная грани для обозначения зелёных и красных слов в предложениях, составляемых из кубиков.
7. Зелёные this, that, these, those — для дополнений, here и there — для употребления в прямом значении, а также в предложениях с вводными here, there.
8. myself, yourself, himself, herself, itself, our, your, their.
9. В зависимости от места в предложении whose, my, your, his, her, its, our, their, mine могут быть и красными и зелёными . Присоединением s (кубики 4, 5) получим yours,hers, ours, theirs.
10. Зелёные who, whom, what, whose, which, where, when, why, how чаще всего будут использоваться в вопросительных предложениях. Ноw much... Ноw many... Howoften... записываются как How плюс чисто зелёная грань кубиков 1, 5, 6, 8, 10, 13. Очень удобно все вопросительные слова на одном кубике иметь: легче разучивать, повторять, запоминать.
11. 1 — первая форма глагола (work, do); 1s — works, does; 2 — вторая форма (worked, did); 3 — третья форма (worked, done); 4 — четвёртая (working, doing). Частицу to нельзя в качестве предлога использовать: она же на синем, глагольном фоне, показатель инфинитива: только to 1, to be 3, to be 4, to have 3, to have been 3, to have been 4.
Полезное упражнение: преподаватель обращает к учащимся кубик с гранью 1 и говорит, к примеру, begin; показывает 1s и говорит begins; показывает 2 и говорит began; 3 —begun; 4 — beginning. Показывает 1 и говорит ask, 1s — asks, 2 — asked, 3 — asked, 4 — asking; 1 — make, 1s — makes, 2 — made, 3 — made, 4 — making. Конечно, сообщается перевод глагола, значения форм. По мере привыкания учащихся к такой работе, упражнение проводится во всё более быстром темпе.
12. Все формы be можно услышать, увидеть, потрогать (на двойном кубике разыскав). Приставляя n’t (кубик 1) к is, are, was, were, получим isn’t, aren’t, wasn’t, weren’t. Так же без пробела приставляются к предшествующим кубикам ’m, ’s, ’re: I’m, he’s, she’s, we’re, you’re, they’re. Отсутствующее being обозначается четвёркой (4) с кубика 11.
Конечно, учащимся легче будет понять и запомнить, что ’m = am, ’s = is, ’re = are, а ’s, на этом кубике расположенное, является формой глагола be, а не have (кубик 14).
13. Формы глагола do. Приставляя n’t, получим don’t, doesn’t, didn’t.
14. Приставляя n’t к have, has, had, получим haven’t, hasn’t, hadn’t. Учащимся бывает трудно освоиться с многофункциональной формой ’s. Задача облегчается, если ’sпредъявляется в блоке: в двенадцатом ’s от is, в четырнадцатом от has. Для притяжательного падежа используются ’s, ’s и ’s, ’s из четвёртого и пятого блоков.
15. Объясним учащимся, что shan’t то же, что и shall not; won’t = will not; can’t = can not.
16. Наиболее популярные модальные глаголы. В двенадцатом блоке ’d от had, в шестнадцатом — от should, would.
17. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобка, заглавная буква: full stop Br E / period Am E, question mark, exclamation mark Br E / exclamation pointAm E, dash, bracket, capital-letter (cap).
18. Двоеточие, точка с запятой, запятая, дефис, скобка, заглавная буква: colon, semi-colon, comma, hyphen, bracket, capital-letter (cap).
Кавычки (quotation marks) располагаются на карточках, которые накладываются на кубики.
Недостающие слова — like и game — на доске напишем. Время от времени хором повторяя слова за преподавателем, показывающим их на кубиках, разыскивая нужный кубик с каким-нибудь where, why, these, him, won’t или should, учащиеся, ориентируясь на цвет, объём кубиков (одинарные или двойные), соотнося в сознании слышимое и видимое (произношение и написание), намного быстрее начнут опознавать в тексте слова и обозначения, размещённые на кубиках, правильно их произносить и записывать.
Начнём с обычных для всякого начального курса предложений. Сначала преподаватель покажет и объяснит, как их нужно составлять из кубиков, потом учащиеся сами будут это делать, всё меньше нуждаясь в помощи. Это и облегчит им запоминание возможно большего количества сведений, фактов , тут и образуются ассоциации по сходству, смежности или противоположности . Каждый поймет, что без красного и синего английских предложений не бывает, чёрное not стоит за синим или между двумя синими словами;зелёное может стоять либо в конце, либо в начале предложения и т. п. Что we расположено на красном блоке, там же где I, he, she, a us на зелёном, там где me, you, him, her. Что синие do, does, did, done, doing — формы одного глагола, так же как be, am, ’m, ’s, is, are, ’re, was, were, been и т. п.
Чуть не любое предложение можно трансформировать, сделав его утвердительным (если было вопросительным), отрицательным, вопросительно-отрицательным, употребить в прошедшем, будущем времени (если было в настоящем) и т. п. Где вы живёте? переделаем в Где она живёт? Где они живут? Он жил в Лондоне. Она живёт в Москве с двухтысячного года. Я не хочу там жить. Где мы будем жить? Мы хотим жить в Петербурге и проч. С переводом на английский, сопровождаемым составлением предложений из кубиков и записью недостающих слов на доске (так они лучше запоминаются). Ученики тоже будут участвовать: Кто знает (помнит) как пишется это слово?
Кубики легко делятся на две равные части (по 20 в каждой). Значит, сразу два человека (или команды) одновременно могут записывать кубиками предложения, надиктовываемые преподавателем. В группах из 10–15 человек лучше иметь два набора кубиков. И работать с ними на полке 2,5–3 метра длиной, расположенной на высоте 170–180 см от пола.
Английские грамматические кубики хорошо сочетаются в работе с пособием Английские грамматические алгоритмы .
Английский язык для детей способствует развитию речи и активного словаря.
|