Дети и дорога! Как помочь малышу безопасно чувствовать себя на проезжей части? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнку необходимо доходчиво объяснить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта, а не для игр. Ещё до того, как дети пойдут в школу, необходимо научить детей правильно определять место, где можно переходить дорогу, оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара и т. д.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. У дошкольников и младших школьников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Поэтому они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Для детей вполне естественно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь игру с мячом.
Возрастные особенности дошкольников, несомненно, влияют на поведение детей на улицах и дорогах. В шестилетнем возрасте ребёнок боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые, так как он имеет довольно ограниченный угол зрения. Зачастую дошкольники не могут верно определить, что движется быстрее: велосипед или автомобиль. Им сложно правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, который покатился на дорогу, для ребенка сию минуту важнее всего на свете и может занять всё внимание. Только с 7 лет дети могут более точно отличить правую сторону дороги от левой. Только с 8 лет они уже наполовину могут считаться опытными пешеходами, но они по-прежнему не могут распознавать полные опасностей ситуации на дороге.
Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении Правил дорожного движения. Только в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. От самих родителей требуется совсем немного: надо показать детям безопасную дорогу; провожая ребенка в детский сад или в школу надо напомнить ему о необходимости обратить внимание на те или иные сложные или опасные участки (поворот дороги, светофор, выезд со двора и т.д.); самим быть примером для детей на дороге, никогда не нарушать правила перехода улицы; требовать от детей, чтобы они ходили самыми безопасными маршрутами и иногда встречать их по дороге из школы, или других мест; во время прогулок с детьми обращать их внимание на дорожные знаки и ситуации. Родители должны принять активное участие в обучении и воспитании детей безопасному поведению на улице. Ведь речь идет о безопасности их детей.
Учите детей наблюдать. Используйте каждый случай пребывания с ребенком на улице, чтобы учить его наблюдать при переходе улицы, при проезде в общественном транспорте. Сами знайте и выполняйте правила движения, будьте для детей примером дисциплинированности на улице. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
Вы с ребенком вышли на прогулку и собираетесь проехать на общественном транспорте несколько остановок. Автобус приближается к остановке. До полного прекращения движения автобуса к нему подходить не следует — ребенок (как и взрослый) может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров. Зона остановки — опасное для ребенка место. Дело в том, что стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же здесь пешеходы часто спешат и ребенка могут столкнуть на проезжую часть. При поездке в автобусе, трамвае, троллейбусе также необходима осторожность. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого го торможения в аварийной ситуации. Поэтому в транспорте необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок занимал устойчивое положение. Особенно осторожным нужно быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу. При выходе из автобуса, трамвая, троллейбуса первыми всегда выходят взрослые и принимают ребенка. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
На улице или рядом с ней не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться и пойти самостоятельно. Это типичная причина детского дорожного травматизма. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице.
Изучайте правила дорожного движения с помощью деревянных конструкторов Томик «Транспорт» и «Веселый городок», а также развивающих игр для детей «Дорожные знаки», «Знаки на дорогах», «Соблюдай ПДД», домино «Дорожные знаки», ребусов по ПДД.
Известно выражение: Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Позаботьтесь о своих детях, об их безопасности! Научите их не допускать ошибок на улицах и дорогах жизни! И они позаботятся о вашей спокойной старости в будущем. Помните! ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ПОПАДАТЬ В СЛОЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, НАДО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ! |